Пояснительная записка к учебному плану 2022- 2023 учебный год МДОУ Захаровский детский сад №2 Учебный план для ДОУ является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение ООД. При составлении учебного плана по реализации основной образовательной программы учитывались следующие нормативно-правовые документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273; Комментариями к ФГОС дошкольного образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014г №08-249 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26); Устав МДОУ Захаровский детский сад №2; Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МДОУ Захаровский детский сад №2 «От рождения до школы». В учебном плане распределено количество занятий, дающее возможность использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности. Учебный план определяет организацию воспитательно-образовательного процесса в учреждении и структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ. Программа состоит из двух частей: Обязательной части; Части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательна часть - обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных образовательных программ начального общего образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, сформирована в соответствии с видом ДОУ – с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию дошкольников и реализуется через дополнительные занятия приоритетного направления и кружковые занятия. Эта часть плана отражает специфику нашего образовательного учреждения, позволяет более полно реализовывать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Объем обязательной части программы составляет не менее 60% времени, необходимого для реализации программы, части, формируемой участниками образовательных отношений – не более 40% общего объема программы. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребѐнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях еѐ природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической творчества; развитие и монологической звуковой и речи; интонационной развитие речевого культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира, природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах, спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Образовательная деятельность ведется в соответствии с направлениями развития детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Для обеспечения развития личности, мотивации и способностей детей в плане представлены 4 направления развития и образования детей (образовательные области): познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Образовательная область социально-коммуникативное развитие реализуется в течение всего дня – в режимных моментах и организованной деятельности и включает в себя социализацию, развитие общения, нравственное воспитание, патриотическое воспитание, формирование представлений о семье и обществе, трудовое воспитание, формирование основ безопасности. Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. В первой младшей группе непосредственная образовательная деятельность составляет 1час 40 минут в неделю. НОД осуществляется в первую половину дня и во вторую по 10 минут. Во второй младшей группе объем недельной образовательной нагрузки составляет 2 часа 45 минут. Продолжительность НОД – 15 минут. Объем образовательной нагрузки в первой половине дня – 30 минут. В середине времени, отведенного на НОД, проводят физкультминутки. Перерывы между периодами непосредственной образовательной деятельности – 10-15 минут. В средней группе объем недельной образовательной нагрузки составляет 4 часа. Продолжительность НОД – 20 минут. Объем образовательной нагрузки в первой половине дня – 40 минут. В середине времени, отведенного на НОД, проводят физкультминутки. Перерывы между периодами непосредственной образовательной деятельности – 10-15 минут. В старшей группе объем недельной образовательной нагрузки составляет 6 часов 15 минут. Продолжительность НОД – 25 минут. Объем образовательной нагрузки в первой половине дня – 1 час 15 минут. В середине времени, отведенного на НОД, проводят физкультминутки. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности – 10-15 минут. В подготовительной группе объем недельной образовательной нагрузки составляет 8 часов 30 минут. Продолжительность НОД – 30 минут. Объем образовательной нагрузки в первой половине дня – 1 час 30 минут. В середине времени, отведенного на НОД, проводят физкультминутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – 10-15 минут. 2 Младшая группа № 1. Образоват ельная область в неде лю в меся ц в год Средняя группа в неде лю в мес яц в год Старшая группа в неде лю в месяц в год Подготовительная группа в неде лю в месяц в год Количество занятий 1.1 1.2 1.3 1.4 Познава тельное развити е Познават ельное развитие Речевое развити е Развитие речи Чтение художест венной литерату ры Художес твенноэстетиче ское направл ение развити я Музыка Художес твенное творчест во рисовани е - лепка апплика ция Физичес кое направл ение Физичес кая культура в помещен ии 1 4 36 2 8 72 3 12 108 3 12 108 1 4 36 2 8 72 3 12 108 3 12 108 2 8 72 1 4 36 2 8 72 2 8 72 2 8 72 1 4 36 2 8 72 2 8 72 ежедн евно ежедн евно ежедн евно ежедн евно еже дне вно ежедн евно ежедн евно ежедн евно ежедн евно ежедн евно ежедн евно ежедн евно 4 16 144 4 16 144 5 20 180 5 20 180 2 8 72 2 8 72 2 8 72 2 8 72 1 1 - 4 4 - 36 36 - 1 0,5 0,5 4 2 2 36 18 18 2 0,5 0,5 8 2 2 72 18 18 2 0,5 0,5 8 2 2 72 18 18 3 12 108 3 12 108 3 12 108 3 12 108 3 12 108 2 8 72 2 8 72 2 8 72 Физичес кая культура на прогулке Итого: 0 0 0 1 4 36 1 4 36 1 4 36 10 1ч.2 8 мин 40 360 10 3ч 20 мин. 40 360 13 5ч 25 мин 52 468 13 5ч 25 мин 52 468 Образовательные области Организованная образовательная деятельность Обязательная часть Ознакомление с окружающим миром Познавательное развитие Формирование элементарных математических представлений Развитие речи Речевое развитие Рисование Художественно-эстетическое Лепка развитие Аппликация Музыка Физическая культура (в помещении) Физическое развитие Физическая культура (на свежем воздухе) Итого: Объем времени по реализации обязательной части ООП в совместной деятельности воспитателя с детьми режимных моментах и самостоятельной деятельности Итого: Группы общеразвивающ ей направленности от 1.6 от 3 до 4 до 3 лет лет 1 1 - 1 2 1 1 2 3 10/1 ч 40 мин 1 1 0,5 0,5 2 2 1 10/2 ч 30 мин 25 ч 20 мин 26 ч мин 27 ч 28 ч 30 мин Часть, формируемая участниками образовательных отношений Речевое развитие (парциальная программа «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе» по ред. Е.Ф. Купецковой) Познавательное развитие Парциальная образовательная программа «НОД по формированию элементарных математических представлений дошкольников» под ред. Е.Ф. Купецковой) Физическое развитие Парциальная образовательная программа «здоровый дошкольник» под ред. Е.Ф. Купецковой) Объем времени по реализации части, формируемой участниками образовательных отношений ООП в интегрированной ОД, в совместной деятельности воспитателя с детьми, режимных моментах и самостоятельной деятельности Итого/всего 18 ч 19 ч 45 ч 47 ч 30 мин Образовательные области Организованная образовательная деятельность Группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 от 4 до 5 лет от 5 до 6 лет лет Обязательная часть Ознакомление с 1 окружающим миром Формирование элементарных Познавательное развитие 1 математических представлений Конструирование Развитие речи 1 Речевое развитие Рисование 1 Лепка 0,5 Художественноэстетическое развитие Аппликация 0,5 Музыка 2 Физическая культура 2 Физическое развитие Физическая культура (на 1 свежем воздухе) Итого: 10/3 ч 20 мин Объем времени по реализации обязательной части ООП в совместной деятельности воспитателя с детьми режимных 25 ч 40 мин моментах и самостоятельной деятельности Итого: 29 ч 1 1 1 2 1 2 2 0,5 0,5 2 2 1 2 2 0,5 0,5 2 2 1 1 13/5 ч 14/7ч 24 ч 30 мин 22 ч 30 мин 29 ч 30 мин 29 ч 30 мин Часть, формируемая участниками образовательных отношений Речевое развитие (парциальная программа «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе» по ред. Е.Ф. Купецковой) Познавательное развитие («Дошкольникам о народной культуре Пензенского края» под ред. Е.Ф. Купецковой; Парциальная образовательная программа «НОД по формированию элементарных математических представлений дошкольников» под ред. Е.Ф. Купецковой) Физическое развитие Парциальная образовательная программа «здоровый дошкольник» под ред. Е.Ф. Купецковой) Объем времени по реализации части, формируемой участниками образовательных отношений ООП в интегрированной ОД, в совместной деятельности воспитателя 19 ч 20 мин 19 ч 40 мин с детьми, режимных моментах и самостоятельной деятельности Итого/всего 48 ч 20 мин 49 ч 10 мин 20 ч 49 ч 30 мин