ПОЛОЖЕНИЕ О внутрисадовском контроле в МДОУ Захаровский детский сад №2 1. Общие положения 1.1.Настоящее Положение о внутрисадовском контроле (далее – Положение) муниципального дошкольного образовательного учреждения Захаровский детский сад №2 (далее – Учреждение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом Учреждения и регламентирует содержание и порядок проведения контрольной деятельности вУчреждении. 1.2. Положение регламентирует содержание и порядок проведения контрольной деятельности в Учреждении. 1.3. Контроль - процесс получения, анализа и переработки информации о ходе и результатах образовательного процесса с целью принятия управленческого решения. 1.4. Положение о контроле утверждается Педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения. 2. Цели и задачи контроля 2.1. Контроль организуется в целях: • соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и реализация принципов государственной политики в области образования; • исполнения нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность Учреждения; • зашита прав участников образовательного процесса; • соблюдение конституционных прав граждан на образование; • соблюдение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; • совершенствование механизма управления качеством дошкольного образования; • повышение эффективности результатов образовательного процесса; • проведение анализа и прогнозирования тенденций развития образовательного процесса. 2.2. Задачи контроля в Учреждении: • выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно - правовых актов, принятие мер по их пресечению; • анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению; • анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников; • изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространению педагогического опыта; • сбор информации, ее обработка и накопление для подготовки проектов решений; • анализ результатов реализации приказов и распоряжений по учреждению; • оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля. 3. Содержание, виды, формы, методы контроля 3.1. Содержание контроля: - выполнение Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»; - использование методического обеспечения образовательного процесса; - реализация утвержденной образовательной программы и учебных планов; - ведение документации; - соблюдение Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов Учреждения; - работа творческих педагогических групп; - реализация образовательных проектов и их результативности; - организация питания и медицинского обслуживания воспитанников; - охрана труда участников образовательного процесса; - исполнение принятых коллективных решений, нормативных актов; - состояние научно-методической деятельности; - выполнение санитарных требований; - другие вопросы в рамках компетенции администрации Учреждения. 3.2. Виды и формы контроля делятся: А) по признаку исполнителя контроля – коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль, административно-плановый контроль, административнорегулирующий (внеплановый) контроль; Б) по охвату объектов контроля - тематический, фронтальный, обобщающий, оперативный, персональный, обзорный; В) опросы: срезы, открытое, закрытое анкетирование (устное); тестирование; оперативны разбор; ретроспективный разбор, мониторинг; Г) по признаку логической последовательности - текущий, предварительный, промежуточный, итоговый; Д) по периодичности проведения - эпизодический (в определенный месяц, квартал…), периодический (ежедневный, еженедельный…). 3.3. Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного педагога. 3.3.1. В ходе персонального контроля в случае необходимости комиссия изучает соответствие уровня компетентности работника требованиям к его квалификации, профессионализму и продуктивности: • уровень знаний педагога по основам теории педагогики, психологии и возрастной физиологии; по содержанию образования, по методикам обучения и воспитания; • умение создавать комфортный микроклимат в детском коллективе; • умение применять в практической деятельности широкий набор методов, приемов и средств обучения; элементарные методы и средства педагогической диагностики; основные формы дифференциации контингента воспитанников; основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры детей; • уровень овладения воспитателем педагогическими технологиями, наиболее эффективными формами, методами и приемами работы. 3.3.2. При оценке деятельности педагога учитывается: - выполнение основной образовательной программы дошкольного образования; - степень самостоятельности детей; - дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам в процессе обучения и воспитания; - совместная деятельность взрослого и ребенка; - наличие положительного эмоционального микроклимата; - умение отбирать содержание деятельности; - способность к анализу педагогических ситуаций; - умение корректировать свою деятельность, обобщать свой опыт, составлять и реализовывать план своего развития; - формы повышения профессиональной квалификации педагога. При осуществлении персонального контроля комиссия имеет право; знакомиться с документацией в соответствии с должностными обязанностями воспитателя (тематическим планированием, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы); изучать практическую деятельность педагогических работников, через посещение и анализ занятий, режимных моментов; анализировать статистические данные о результатах педагогической деятельности; анализировать результаты инновационной работы педагога; выявлять результаты участия воспитанников в конкурсах, выставках и т.д.; организовывать социологические, психологические, педагогические исследования; делать выводы и принимать управленческие решения. 3.4. Фронтально-обобщающий контроль осуществляется в конкретном коллективе и направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином коллективе, группе, подразделении. 3.4.1. В ходе обобщающего контроля изучается весь комплекс образовательной и воспитательной работы в отдельном коллективе, группе, подразделении: - деятельность всех педагогов; - включение воспитанников в познавательную деятельность; - привитие интереса к знаниям; - уровень образованности, качество знаний у детей; документация; - выработка единых требований к воспитанникам; - стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении; - сотрудничество педагогов, родителей и детей; - выполнение образовательных программ; - владение педагогом новыми технологиями при организации деятельности; дифференциация и индивидуализация обучения; работа с родителями (законными представителями); - социальнопсихологический климат в детском и взрослом коллективах, 3.4.2. Группы для проведения обобщающего контроля определяются по результатам анализа и итогам учебного года, полугодия или квартала. 3.4.3. По результатам обобщающего контроля проводятся совещания, обобщающие выступления на Педагогическом совете, Совете родителей. 3.5. Методы контроля зависят от вида и формы контроля - это анкетирование, тестирование, социальный опрос, мониторинг, устный опрос, изучение документации, беседа, хронометраж и другие. 3.6. Этапы организации контроля состоят: - определение цели, объекта, сроков контроля; - составление плана проверки; - инструктаж участников контроля; - выбор форм и методов контроля; - констатация (изучение) фактического состояния дел; - объективная оценка (анализ) этого состояния; - выводы, вытекающие из оценки; - рекомендации или предложения по совершенствованию образовательновоспитательной деятельности или устранению недостатков; - определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль. - 4. Основные правила контроля 4.1. Контроль осуществляет заведующий или по его поручению заместитель по учебно-воспитательной работе, старший воспитатель, а также созданная для этих целей комиссия. В качестве экспертов к участию в контроле могут привлекаться отдельные специалисты. 4.2. Заведующий издает приказ (только для тематических проверок) о сроках, целях предстоящей проверки, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, план-задание, который определяет вопросы конкретной проверки, обеспечивает информированность и сравнимость результатов контроля для подготовки итоговой справки. 4.3. Продолжительность тематических, обобщающих или фронтальных проверок не должна превышать 15 дней с посещением не менее 3-5 занятий и других мероприятий. 4.4. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля. 4.5. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения педагога. В экстренных случаях заведующий, заместитель по учебно - воспитательной работе, старший воспитатель могут посещать занятия, режимные моменты без предварительного предупреждения. 4.6. Основания для проведения контроля: - заявление педагогического работника на аттестацию; - плановый контроль; - проверка состояния дел для подготовки управленческих решений; обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования. 4.7. Проверяемый педагогический работник имеет право: • знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности; • знать цели, содержание, виды, формы и методы контроля; • своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации; • обратиться в конфликтную комиссию профкома учреждения или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля. 5. Результаты, документация контроля 5.1. Результаты проверки оформляются в виде аналитической справки или выступления о состоянии дел, в которых указывается: - цель, объект, сроки контроля; - состав комиссии; - какая работа проведена в процессе проверки: посещены занятия, проведено собеседования, просмотрена документация, - констатация фактов (что выявлено); - выводы, рекомендации или предложения; - где подведены (заслушивались) итоги проверки: - даты, подпись, ответственного за написание справки; - подпись проверяемого (в справке). 5.2. По итогам контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел проводятся: • заседания Педагогического совета или производственные совещания, методические часы с педагогическим составом, совещания при заведующем; • родительские собрания; • результаты проверок могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников. 5.3. Заведующий по результатам контроля принимает решения: • об издании соответствующего приказа; • обсуждения итоговых материалов контроля коллегиальным органом; • о проведении повторного контроля с привлечением определенных экспертов; • о привлечении к дисциплинарной ответственности работников; • о поощрении работников; • иные решения в пределах своей компетенции. 5.4. Информация о результатах контроля доводится до работников в течение 7 дней с момента завершения проверки. Должностные лица после ознакомления с результатом контроля ставит подпись под итоговым документом. При этом может быть сделана запись о несогласии с результатами проверки в целом или по отдельному вопросу. 5.5. Результаты тематической проверки ряда педагогов могут быть оформлены одним документом. 5.6. В Учреждении ведется следующая документация по организации контроля: • план контроля на учебный год (составная часть годового плана учреждения); • приказы заведующего по итогам контроля (в книге приказов) • папка с материалами контроля за 3-5 лет, которая хранится до очередной аттестации учреждения. Папка с материалами контроля: прошнурована, скреплена печатью, пронумерованы страницы, с актами, справками, отчетами о проведенном контроле.