План физкультурно - оздоровительных мероприятий в
режиме дня МДОУ Захаровский детский сад №2
1. Основы физического развития
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом развития важнейших
систем организма и их функций, закладывания базы для всестороннего развития физических
и духовных способностей.
Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое
воспитание. Организованные физкультурные занятия и свободная двигательная
деятельность улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем,
укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают
устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через
двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы,
воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет
ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических
процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период
будет упущен в плане грамотного физического развития, то в дальнейшем наверстать
пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезмерно трудно.
Дети дошкольного возраста должны двигаться не менее 50-60 % всего периода
бодрствования. Им свойственна частая смена движений и поз - до 500-1000 раз в день,
благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц,
поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную
двигательную активность детей, создавая условия для разных движений. Решению этой
задачи, отчасти, служат физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня
дошкольника: утренняя гимнастика, гимнастики после дневного сна, подвижные игры и
развлечения на прогулке.
Потребность в движении как проявлении биологической сущности человека есть такая
же естественная потребность, как и все основные - в пище, тепле, доброте, безопасности и
т.д.
Таким образом, одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье,
является рациональная двигательная активность.
Однако практика показывает, что даже если дети достаточно двигаются, их движения
однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движения, и результат от такой активности
большой пользы не дает.
Правильный выбор средств физического воспитания не только повысит двигательную
активность детей, но и будет способствовать сохранению и укреплению их здоровья.
На практике, организация такого двигательного режима происходит не всегда.
Организации самых малых по времени и одних из самых значительных для организма
дошкольников физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня в ДОУ не
уделяется должного внимания. Это обусловлено рядом причин, в том числе следующими:
- у воспитателей нет понимания важности и нужности проведения данных форм
физического воспитания;
- трудности в подборе упражнений, комплексов упражнений и подвижных игр для
проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- т.к. данные мероприятия проводятся ежедневно, у воспитателей возникает трудность в
выборе разнообразных средств физического воспитания, для предотвращения однообразия и
скуки.
- Актуальность проблемы, еѐ практическая значимость обусловили выбор темы
«Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня как компонент здорового образа
жизни дошкольников средней группы ДОУ»
Цель работы - выявление особенностей организации процесса физического воспитания
детей дошкольного возраста.
2. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками
К физкультурно-оздоровительной работе можно отнести такие формы: утренняя
гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультурные минутки, паузы, закаливающие
процедуры. Двигательную активность в повседневной жизни обеспечивают подвижные игры,
физические упражнения на прогулках, походы за пределы дошкольного заведения (детский
туризм), физкультурные праздники и развлечения, самостоятельная двигательная
деятельность, дни и недели здоровья, индивидуальная работа по физическому воспитанию.
Занятия по физической культуре рассматриваются как целенаправленная и нормированная
форма организованной учебно-познавательной деятельности, которая ставит цель оптимизация двигательного режима, формирование и закрепление двигательных умений и
навыков, развитие физических качеств, предоставление детям специальных знаний по
физической культуре.
3. Утренняя гимнастика на занятиях в ДОУ
Утренняя гимнастика - обязательная составляющая организации жизнедеятельности
детей в дошкольном учебном заведении. Она способствует углублению дыхания, усилению
кровообращения, обмену веществ, развитию разных групп мышц, правильной осанке,
расторможению нервной системы после сна, вызывает положительные эмоции. Главное
требование к гимнастике в летний период- проведение ее на свежем воздухе, а зимой - в
хорошо проветренном помещении. Для повышения сопротивляемости организма к
неблагоприятным климатическим условиям одежда во время выполнения упражнений должна
быть легкой. Продолжительность утренней гимнастики: для детей раннего возраста - 4-5
минут, младшего дошкольного возраста - от 6 до 9 минут. Комплексы утренней гимнастики
разучиваются на занятиях по физической культуре, действуют 2 недели с усложнением на
второй. На протяжении года уже знакомые комплексы периодически повторяются,
увеличивается нагрузка за счет разнообразия упражнений, повышения интенсивности
выполнения.
Гимнастика после дневного сна проводится после постепенного подъема детей в
спальне, групповых комнатах или зале. Комплекс такой гимнастики включает общие
развивающие упражнения на разные мышечные группы с изменением исходных положений и
специальные упражнения для формирования стопы и фигуры. Продолжительность от 6 до 9
минут в зависимости от возраста детей. Физкультурные паузы (динамические перемены)
проводятся в перерыве между малоподвижными видами деятельности и организованными
занятиями с целью снятия утомляемости детей через использование несложных
двигательных упражнений. Их продолжительность -5-10 минут.
4. Комплекс физических упражнений
Физкультурные минутки - проводятся во время организованных занятий в виде
кратковременных комплексов физических упражнений, что дает возможность уменьшить
утомляемость детей и возобновить их трудоспособность для дальнейшей успешной работы. К
комплексам физкультурных минуток входит 3-4 упражнения, каждое из которых повторяется
4-6 раз. Их продолжительность 1-2 минуты. Закаливающие процедуры - система
мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости организма детей, развитие у
них способности быстро без ущерба для здоровья приспособиться к изменениям условий
окружающей среды. В дошкольных учебных заведениях применяется два вида закаливающих
мероприятий: ежедневные и специальные. К ежедневным относятся: соответствующий
температурный режим, применение широкой аэрации, использование прохладной воды для
мытья рук, лица, полоскание рта, горла. Специальные закаливающие процедуры - воздушные
и солнечные ванны, разнообразные водные процедуры (например: сухое и влажное
обтирание тела махровой рукавичкой, обливание ног, тела), сон при открытых окнах и другие.
При использовании водных процедур температура воды постепенно снижается согласно
установленным нормам.
Проводятся и другие закаливающие (ходьба босиком по росистой траве, глине, камням,
влажному песку другое) и специальные лечебно-профилактические процедуры (фитотерапия,
ароматерапия, лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические процедуры другое),
которые включаются в систему оздоровления по назначению врача и согласием родителей с
учетом индивидуальных показателей состояния здоровья и самочувствия детей. Педагоги
дошкольного учебного заведения должны побуждать детей к двигательной деятельности,
регулировать их активность, поощрять попытки проявления самостоятельности, волевые
усилия. При этом важно учитывать двигательный опыт каждого ребенка, присущий им темп,
уровень подвижности, природные возможности и способности. В рамках подвижного
двигательного режима ежедневный объем двигательной активности составляет от 3 часов
для детей раннего возраста, 3-4 часа для младшего дошкольного возраста, 4-5 часов - для
старших дошкольников.
5. Формы организации двигательной активности детей
Формы организации двигательной активности в повседневной жизни физкультурный
оздоровительный дошкольный двигательный:
Прогулки - важная составляющая жизнедеятельности детей. Обязательное условие их
проведения - сбалансирование взрослыми программных требований с желаниями
воспитанников. Содержание работы в ходе прогулки зависит от погоды, образовательных
задач, общей атмосферы в группе, настроения и интересов детей другое. Дозированные бег и
ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости,
наиболее ценного оздоровительного качества. В начале или конце прогулки рекомендуется
выполнить пробежку, например, вокруг здания детского сада (скорость 1-1,2м/с), после чего
перейти на ходьбу. На прогулке продолжительность упражнений и подвижных игр для детей
раннего возраста -20-35 мину, младшего - 35-45 минут, старшего - 45-60 минут. Двигательную
активность детей следует снижать в конце прогулки (за 10-15 минут) до ее окончания, чтобы
обеспечить спокойный переход к другому режимному моменту.
Подвижным играм отводится значительное место во время организации двигательного
режима, учитывая ведущую роль игровой деятельности в личностной росте детей. При их
подборе учитываются такие показатели: возраст детей, время года, погодные и природные
условия, место игр на протяжении дня, наличие необходимого физкультурного оборудования
и инвентаря. Подвижные игры включаются в разные формы работы с детьми (занятия,
праздники, развлечения, походы и другое) после их предварительного разучивания. Их
проводят во всех возрастных группах ежедневно: во время утреннего приема (одна-две игры
малой и средней подвижности), на прогулках (две-три игры малой, средней и большой
подвижности), вечером предлагаются одна-две игры средней и малой подвижности. Всего на
протяжении дня проводится пять-шесть подвижных игр, а летом - шесть-семь. На протяжение
дня следует проводить подвижные игры разных видов: сюжетные и бессюжетные, игры
соревновательного типа, с элементами спортивных игр (баскетбол, футбол, городки,
бадминтон, настольный теннис, хоккей с мячом и шайбой) и спортивных упражнений (езда на
велосипеде, катание на санках, коньках, ходьба на лыжах), развлечения (серсо, кольцеброс,
кегли) другое. Обучение элементов большинства спортивных игр и упражнений спортивного
характера осуществляется на занятиях по физкультуре, а закрепление на прогулках.
Физические упражнения также широко используются в разнообразных организационных
формах (утренняя гимнастика, занятия по физкультуре, подвижные игры и т.д.).
6. Физкультурные мероприятия
Перед дневным сном следует проводить релаксационные упражнения. Они
используются для снятия напряжения в мышцах, вовлечѐнных в различные виды активности.
Походы за пределы Дошкольного учреждения (Детский туризм) проводятся с детьми,
начиная с младшего дошкольного возраста. Воспитатель должен тщательно готовиться к их
проведению: продумать маршрут движения и способ передвижения, определить и выучить
места остановок и отдыха, учитывая при этом все природные условия для проведения
упражнений с усовершенствованием двигательных навыков (наличие ручейков, горок,
поваленных деревьев другое). К месту назначения дети могут идти свободно, группируясь по
желаниям; построение парами используется при переходах улиц, шоссе. Продолжительность
перехода в одну сторону (от дошкольного заведения до конечной остановки) составляет для
детей 4 года жизни 15-20 минут, пятого года жизни -20-25минут, шестого года - 25-30минут. Во
время переходов используются упражнения с основных движений, подвижные игры с
использованием мелких физкультурных снарядов и природных условий, а также
предусматривается проведение наблюдений в природе и окружающей действительности,
элементарные беседы, краткие рассказы природоведческого, экологического направления,
дидактические игры другое. Нельзя подменять походы за пределы дошкольного заведения
целевыми прогулками и экскурсиями - они занимают самостоятельное место в
образовательном процессе как форма ознакомления детей с природным, предметным и
социальным окружением. Основная цель детского туризма в условиях дошкольного
заведения - оздоровление детей, предупреждение гиподинамии, оптимизация двигательного
режима, усовершенствование двигательных навыков.
Физкультурные праздники проводятся дважды на год, начиная с младшего дошкольного
возраста. Оптимальная продолжительность мероприятия для детей этого возраста - 4050минут, для старшего возраста - 50-60минут. Физкультурные праздники организовываются в
первой или во второй половине дня, в музыкальном или физкультурном зале, на площадке, в
бассейне и другое. Если праздники проводятся в помещении, необходимо позаботиться об
организации полноценной прогулки в этот день.
Физкультурные развлечения проводятся, начиная с раннего возраста (3-ий год жизни)
один-два в месяц, как правило, во второй половине дня. Продолжительность физкультурных
развлечений для детей раннего возраста - 15-20минут, младшего - 20-30минут, старшего
возраста - 35-40минут. Местом их проведения может быть физкультурный или музыкальный
зал, групповая комната, физкультурная или игровая площадка, лесная или парковая лужайка,
берег водоема и другое. Обязательным должно быть участие каждого ребенка в развлечении.
Дни здоровья организовываются один раз в месяц, начиная с 3-его года жизни. Этот
день насыщен разнообразными формами: закаливание и лечебно-профилактическими
процедурами, детский туризм, физкультурные праздники или развлечения, подвижные игры
на прогулках физкультурные занятия другое. Большинство из них желательно проводить на
свежем воздухе. В день здоровья вся образовательная работа связывается с темой здоровья
и здорового образа жизни (беседы, чтения художественной литературы, игровая,
познавательная, трудовая, самостоятельная художественная деятельность, др.). Программа
дня здоровья предусматривает как общие для всего дошкольного заведения, так и
рассчитанные на отдельную возрастную группу.
Недели физкультуры организовываются также как и дни здоровья, проводятся
ежеквартально. Программа рассчитана на несколько дней.
Самостоятельная двигательная деятельность как форма организации двигательного
режима проводится с детьми ежедневно во время утреннего приема, дневной и вечерней
прогулки, другое. Она может разворачиваться как в помещении, так и на площадке.
Организовывая самостоятельную двигательную деятельность, следует учитывать
индивидуальные особенности здоровья и физическое развитие, функциональное
возможности организма конкретного ребенка.
7. Практическая часть
«Учимся просыпаться».
Каждое наше утро должно начинаться с положительных эмоций и тогда день принесет
вам удачу. Проснувшись, нельзя резко вскакивать с постели, необходимо подготовить
организм к
переходу от сна к бодрствованию. Для этого нужно выполнить несколько упражнений на
пробуждение.
Динамическая гимнастика на пробуждение:
- Закрыть, открыть глаза
- Сжать пальцы рук в кулачок и разжать
- Поступательные движения стопой вперед и назад
- Упражнение «велосипед» – для ног
- Стоя на четвереньках прогнуть и выгнуть спину – «кошка»
(Упражнения выполнять 3-5 раз)
«Позвоночник берегу, сам себе я помогу…»
Правильная и красивая осанка – ключ к здоровью. От чего может нарушиться осанка?
Таких причин очень много. Неправильная осанка не только неэстетична, но и неблагоприятно
сказывается на положении внутренних органов. Предлагаю упражнения для коррекции
осанки, которые можно выполнять в домашних условиях.
Упражнения в парах (с родителями)
1. «Тачка» или «Крокодильчик»
Ребенок ставит прямые руки на пол, взрослый берет его за щиколотки и приподнимает,
ребенок «идет», переставляя руки до стойки и обратно.
2. «Шагаем вместе»
Ребенок ставит свои стопы на ноги взрослого. Стоя лицом друг к другу и держа ребенка
за руки, взрослый идет до стойки и обратно.
3. «Гордая цапля»
Родители и дети стоят на противоположных сторонах площадки. Дети идут,
перешагивая через препятствия с мешочком на голове, передают его родителям. Родители
повторяют то же самое, пока вновь не поменяются местами.