План оздоров.мероприятий

План физкультурно - оздоровительных мероприятий в
режиме дня МДОУ Захаровский детский сад №2
1. Основы физического развития
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом развития важнейших
систем организма и их функций, закладывания базы для всестороннего развития физических
и духовных способностей.
Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое
воспитание. Организованные физкультурные занятия и свободная двигательная
деятельность улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем,
укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают
устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через
двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы,
воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет
ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических
процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период
будет упущен в плане грамотного физического развития, то в дальнейшем наверстать
пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезмерно трудно.

Дети дошкольного возраста должны двигаться не менее 50-60 % всего периода
бодрствования. Им свойственна частая смена движений и поз - до 500-1000 раз в день,
благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц,
поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную
двигательную активность детей, создавая условия для разных движений. Решению этой
задачи, отчасти, служат физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня
дошкольника: утренняя гимнастика, гимнастики после дневного сна, подвижные игры и
развлечения на прогулке.
Потребность в движении как проявлении биологической сущности человека есть такая
же естественная потребность, как и все основные - в пище, тепле, доброте, безопасности и
т.д.
Таким образом, одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье,
является рациональная двигательная активность.
Однако практика показывает, что даже если дети достаточно двигаются, их движения
однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движения, и результат от такой активности
большой пользы не дает.
Правильный выбор средств физического воспитания не только повысит двигательную
активность детей, но и будет способствовать сохранению и укреплению их здоровья.

На практике, организация такого двигательного режима происходит не всегда.
Организации самых малых по времени и одних из самых значительных для организма
дошкольников физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня в ДОУ не
уделяется должного внимания. Это обусловлено рядом причин, в том числе следующими:
- у воспитателей нет понимания важности и нужности проведения данных форм
физического воспитания;
- трудности в подборе упражнений, комплексов упражнений и подвижных игр для
проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- т.к. данные мероприятия проводятся ежедневно, у воспитателей возникает трудность в
выборе разнообразных средств физического воспитания, для предотвращения однообразия и
скуки.

- Актуальность проблемы, еѐ практическая значимость обусловили выбор темы
«Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня как компонент здорового образа
жизни дошкольников средней группы ДОУ»
Цель работы - выявление особенностей организации процесса физического воспитания
детей дошкольного возраста.
2. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками
К физкультурно-оздоровительной работе можно отнести такие формы: утренняя
гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультурные минутки, паузы, закаливающие
процедуры. Двигательную активность в повседневной жизни обеспечивают подвижные игры,
физические упражнения на прогулках, походы за пределы дошкольного заведения (детский
туризм), физкультурные праздники и развлечения, самостоятельная двигательная
деятельность, дни и недели здоровья, индивидуальная работа по физическому воспитанию.
Занятия по физической культуре рассматриваются как целенаправленная и нормированная
форма организованной учебно-познавательной деятельности, которая ставит цель оптимизация двигательного режима, формирование и закрепление двигательных умений и
навыков, развитие физических качеств, предоставление детям специальных знаний по
физической культуре.

3. Утренняя гимнастика на занятиях в ДОУ
Утренняя гимнастика - обязательная составляющая организации жизнедеятельности
детей в дошкольном учебном заведении. Она способствует углублению дыхания, усилению
кровообращения, обмену веществ, развитию разных групп мышц, правильной осанке,
расторможению нервной системы после сна, вызывает положительные эмоции. Главное
требование к гимнастике в летний период- проведение ее на свежем воздухе, а зимой - в
хорошо проветренном помещении. Для повышения сопротивляемости организма к
неблагоприятным климатическим условиям одежда во время выполнения упражнений должна
быть легкой. Продолжительность утренней гимнастики: для детей раннего возраста - 4-5
минут, младшего дошкольного возраста - от 6 до 9 минут. Комплексы утренней гимнастики
разучиваются на занятиях по физической культуре, действуют 2 недели с усложнением на
второй. На протяжении года уже знакомые комплексы периодически повторяются,
увеличивается нагрузка за счет разнообразия упражнений, повышения интенсивности
выполнения.
Гимнастика после дневного сна проводится после постепенного подъема детей в
спальне, групповых комнатах или зале. Комплекс такой гимнастики включает общие
развивающие упражнения на разные мышечные группы с изменением исходных положений и
специальные упражнения для формирования стопы и фигуры. Продолжительность от 6 до 9
минут в зависимости от возраста детей. Физкультурные паузы (динамические перемены)
проводятся в перерыве между малоподвижными видами деятельности и организованными
занятиями с целью снятия утомляемости детей через использование несложных
двигательных упражнений. Их продолжительность -5-10 минут.

4. Комплекс физических упражнений
Физкультурные минутки - проводятся во время организованных занятий в виде
кратковременных комплексов физических упражнений, что дает возможность уменьшить
утомляемость детей и возобновить их трудоспособность для дальнейшей успешной работы. К
комплексам физкультурных минуток входит 3-4 упражнения, каждое из которых повторяется
4-6 раз. Их продолжительность 1-2 минуты. Закаливающие процедуры - система
мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости организма детей, развитие у
них способности быстро без ущерба для здоровья приспособиться к изменениям условий
окружающей среды. В дошкольных учебных заведениях применяется два вида закаливающих
мероприятий: ежедневные и специальные. К ежедневным относятся: соответствующий
температурный режим, применение широкой аэрации, использование прохладной воды для
мытья рук, лица, полоскание рта, горла. Специальные закаливающие процедуры - воздушные
и солнечные ванны, разнообразные водные процедуры (например: сухое и влажное

обтирание тела махровой рукавичкой, обливание ног, тела), сон при открытых окнах и другие.
При использовании водных процедур температура воды постепенно снижается согласно
установленным нормам.
Проводятся и другие закаливающие (ходьба босиком по росистой траве, глине, камням,
влажному песку другое) и специальные лечебно-профилактические процедуры (фитотерапия,
ароматерапия, лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические процедуры другое),
которые включаются в систему оздоровления по назначению врача и согласием родителей с
учетом индивидуальных показателей состояния здоровья и самочувствия детей. Педагоги
дошкольного учебного заведения должны побуждать детей к двигательной деятельности,
регулировать их активность, поощрять попытки проявления самостоятельности, волевые
усилия. При этом важно учитывать двигательный опыт каждого ребенка, присущий им темп,
уровень подвижности, природные возможности и способности. В рамках подвижного
двигательного режима ежедневный объем двигательной активности составляет от 3 часов
для детей раннего возраста, 3-4 часа для младшего дошкольного возраста, 4-5 часов - для
старших дошкольников.

5. Формы организации двигательной активности детей
Формы организации двигательной активности в повседневной жизни физкультурный
оздоровительный дошкольный двигательный:
Прогулки - важная составляющая жизнедеятельности детей. Обязательное условие их
проведения - сбалансирование взрослыми программных требований с желаниями
воспитанников. Содержание работы в ходе прогулки зависит от погоды, образовательных
задач, общей атмосферы в группе, настроения и интересов детей другое. Дозированные бег и
ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости,
наиболее ценного оздоровительного качества. В начале или конце прогулки рекомендуется
выполнить пробежку, например, вокруг здания детского сада (скорость 1-1,2м/с), после чего
перейти на ходьбу. На прогулке продолжительность упражнений и подвижных игр для детей
раннего возраста -20-35 мину, младшего - 35-45 минут, старшего - 45-60 минут. Двигательную
активность детей следует снижать в конце прогулки (за 10-15 минут) до ее окончания, чтобы
обеспечить спокойный переход к другому режимному моменту.
Подвижным играм отводится значительное место во время организации двигательного
режима, учитывая ведущую роль игровой деятельности в личностной росте детей. При их
подборе учитываются такие показатели: возраст детей, время года, погодные и природные
условия, место игр на протяжении дня, наличие необходимого физкультурного оборудования
и инвентаря. Подвижные игры включаются в разные формы работы с детьми (занятия,
праздники, развлечения, походы и другое) после их предварительного разучивания. Их
проводят во всех возрастных группах ежедневно: во время утреннего приема (одна-две игры
малой и средней подвижности), на прогулках (две-три игры малой, средней и большой
подвижности), вечером предлагаются одна-две игры средней и малой подвижности. Всего на
протяжении дня проводится пять-шесть подвижных игр, а летом - шесть-семь. На протяжение
дня следует проводить подвижные игры разных видов: сюжетные и бессюжетные, игры
соревновательного типа, с элементами спортивных игр (баскетбол, футбол, городки,
бадминтон, настольный теннис, хоккей с мячом и шайбой) и спортивных упражнений (езда на
велосипеде, катание на санках, коньках, ходьба на лыжах), развлечения (серсо, кольцеброс,
кегли) другое. Обучение элементов большинства спортивных игр и упражнений спортивного
характера осуществляется на занятиях по физкультуре, а закрепление на прогулках.
Физические упражнения также широко используются в разнообразных организационных
формах (утренняя гимнастика, занятия по физкультуре, подвижные игры и т.д.).

6. Физкультурные мероприятия
Перед дневным сном следует проводить релаксационные упражнения. Они
используются для снятия напряжения в мышцах, вовлечѐнных в различные виды активности.
Походы за пределы Дошкольного учреждения (Детский туризм) проводятся с детьми,
начиная с младшего дошкольного возраста. Воспитатель должен тщательно готовиться к их

проведению: продумать маршрут движения и способ передвижения, определить и выучить
места остановок и отдыха, учитывая при этом все природные условия для проведения
упражнений с усовершенствованием двигательных навыков (наличие ручейков, горок,
поваленных деревьев другое). К месту назначения дети могут идти свободно, группируясь по
желаниям; построение парами используется при переходах улиц, шоссе. Продолжительность
перехода в одну сторону (от дошкольного заведения до конечной остановки) составляет для
детей 4 года жизни 15-20 минут, пятого года жизни -20-25минут, шестого года - 25-30минут. Во
время переходов используются упражнения с основных движений, подвижные игры с
использованием мелких физкультурных снарядов и природных условий, а также
предусматривается проведение наблюдений в природе и окружающей действительности,
элементарные беседы, краткие рассказы природоведческого, экологического направления,
дидактические игры другое. Нельзя подменять походы за пределы дошкольного заведения
целевыми прогулками и экскурсиями - они занимают самостоятельное место в
образовательном процессе как форма ознакомления детей с природным, предметным и
социальным окружением. Основная цель детского туризма в условиях дошкольного
заведения - оздоровление детей, предупреждение гиподинамии, оптимизация двигательного
режима, усовершенствование двигательных навыков.
Физкультурные праздники проводятся дважды на год, начиная с младшего дошкольного
возраста. Оптимальная продолжительность мероприятия для детей этого возраста - 4050минут, для старшего возраста - 50-60минут. Физкультурные праздники организовываются в
первой или во второй половине дня, в музыкальном или физкультурном зале, на площадке, в
бассейне и другое. Если праздники проводятся в помещении, необходимо позаботиться об
организации полноценной прогулки в этот день.
Физкультурные развлечения проводятся, начиная с раннего возраста (3-ий год жизни)
один-два в месяц, как правило, во второй половине дня. Продолжительность физкультурных
развлечений для детей раннего возраста - 15-20минут, младшего - 20-30минут, старшего
возраста - 35-40минут. Местом их проведения может быть физкультурный или музыкальный
зал, групповая комната, физкультурная или игровая площадка, лесная или парковая лужайка,
берег водоема и другое. Обязательным должно быть участие каждого ребенка в развлечении.
Дни здоровья организовываются один раз в месяц, начиная с 3-его года жизни. Этот
день насыщен разнообразными формами: закаливание и лечебно-профилактическими
процедурами, детский туризм, физкультурные праздники или развлечения, подвижные игры
на прогулках физкультурные занятия другое. Большинство из них желательно проводить на
свежем воздухе. В день здоровья вся образовательная работа связывается с темой здоровья
и здорового образа жизни (беседы, чтения художественной литературы, игровая,
познавательная, трудовая, самостоятельная художественная деятельность, др.). Программа
дня здоровья предусматривает как общие для всего дошкольного заведения, так и
рассчитанные на отдельную возрастную группу.
Недели физкультуры организовываются также как и дни здоровья, проводятся
ежеквартально. Программа рассчитана на несколько дней.
Самостоятельная двигательная деятельность как форма организации двигательного
режима проводится с детьми ежедневно во время утреннего приема, дневной и вечерней
прогулки, другое. Она может разворачиваться как в помещении, так и на площадке.
Организовывая самостоятельную двигательную деятельность, следует учитывать
индивидуальные особенности здоровья и физическое развитие, функциональное
возможности организма конкретного ребенка.

7. Практическая часть
«Учимся просыпаться».
Каждое наше утро должно начинаться с положительных эмоций и тогда день принесет
вам удачу. Проснувшись, нельзя резко вскакивать с постели, необходимо подготовить
организм к
переходу от сна к бодрствованию. Для этого нужно выполнить несколько упражнений на
пробуждение.

Динамическая гимнастика на пробуждение:
- Закрыть, открыть глаза
- Сжать пальцы рук в кулачок и разжать
- Поступательные движения стопой вперед и назад
- Упражнение «велосипед» – для ног
- Стоя на четвереньках прогнуть и выгнуть спину – «кошка»
(Упражнения выполнять 3-5 раз)

«Позвоночник берегу, сам себе я помогу…»
Правильная и красивая осанка – ключ к здоровью. От чего может нарушиться осанка?
Таких причин очень много. Неправильная осанка не только неэстетична, но и неблагоприятно
сказывается на положении внутренних органов. Предлагаю упражнения для коррекции
осанки, которые можно выполнять в домашних условиях.
Упражнения в парах (с родителями)

1. «Тачка» или «Крокодильчик»
Ребенок ставит прямые руки на пол, взрослый берет его за щиколотки и приподнимает,
ребенок «идет», переставляя руки до стойки и обратно.

2. «Шагаем вместе»
Ребенок ставит свои стопы на ноги взрослого. Стоя лицом друг к другу и держа ребенка
за руки, взрослый идет до стойки и обратно.

3. «Гордая цапля»
Родители и дети стоят на противоположных сторонах площадки. Дети идут,
перешагивая через препятствия с мешочком на голове, передают его родителям. Родители
повторяют то же самое, пока вновь не поменяются местами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 09.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(49153) 51-4-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».