Содержание Программы развития МДОУ Захаровский детский сад №2 на 2021-2025 годы Содержание 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 Страница Пояснительная записка 2 Паспорт Программы развития на 2021-2025 гг. 3 Информационная справка об учреждении 6 Анализ деятельности МДОУ 10 Результаты SWOT–анализа потенциала МДОУ Захаровского 12 детского сада № 2 Концепция и стратегия развития МДОУ 15 Содержание и направления по реализации программы развития 17 Прогнозируемый результат реализации Программы развития 21 Оценка результативности инновационной деятельности 23 Список литературы 27 1. Пояснительная записка Программа развития МДОУ Захаровский детский сад №2 (далее – МДОУ) – локальный акт образовательной организации, определяющий стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу. Программа как управленческий документ развития образовательной организации определяет ценностносмысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные направления эффективной реализации муниципального задания. Основными приоритетами развития образования в национальной образовательной инициативе названы: 1. Внедрение профессиональных стандартов. 2. Система поддержки талантливых детей и организации совместного образования детей инвалидов и здоровых детей (инклюзивное образование) в общеразвивающих группах МДОУ. 3. Развитие воспитательского потенциала. 4. Здоровье дошкольников. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования МДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом еѐ жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения. Необходимость корректировки и введение данной программы, также обусловлена пересмотром содержания образования в МДОУ, внедрением профессиональных стандартов, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий. Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что родители недостаточно информированы о формах взаимодействия МДОУ и семьи и по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Причѐм степень их участи прямо пропорциональна степени их информированности и заинтересованности. Анализ проводимых опросов и анкетирования определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей. Оптимизация модели взаимодействия МДОУ и семьи связана как с желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе, так и с изменениями в системе образования. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, будем учитывать тенденции социальных преобразований в городе, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов. Программа как проект перспективного развития МДОУ призвана: - обеспечить качественную реализацию муниципального задания и всесторонне удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса; - объединить усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и социального окружения МДОУ для достижения цели Программы. Выполнение муниципального задания происходит в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы образовательного учреждения. Результатом работы МДОУ по направлениям является повышение эффективности работы образовательной организации, результатом реализации инициативных проектов – высокий уровень удовлетворенности общества качеством дошкольного образования. В целом она носит инновационный характер и направлена на развитие, а не только функционирование образовательного учреждения. Отношение результатов деятельности образования к потребностям ребенка, общества, позволяет судить о востребованности образовательной деятельности как показателей ее эффективности. 2. Паспорт Программы развития на 2021-2025 гг. Наименование программы Основания разработки программы, нормативные документы Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения Захаровский детский сад №2 на 2021-2025 гг. для Закон «Об образовании в Российской Федерации" 29.12.2012 N 273-ФЗ Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28); Изменения к СанПин, введенные в действие с 01 января 2021 года постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО) Устав МДОУ Основная образовательная программа МДОУ Захаровский детский сад №2 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Захаровский детский сад №2: заведующий, заместитель заведующего по ВМР, творческая группа педагогов Назначение Программа развития предназначена для определения программы перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы за предыдущий период. В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации образовательного процесса, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. Создание условий для повышения качества образования в Цель МДОУ через систему интеграции, реализующей право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. 1. Создание условий для получения качественного Задачи дошкольного образования и обеспечение социализации каждого ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения, в соответствии с ФГОС ДО, через разностороннее, полноценное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей (в том числе одарѐнных детей, детей с ОВЗ и инвалидов) 2. Создание материально-технических, психологопедагогических и кадровых условий в рамках организации внутренней системы качественного образования в МДОУ. 3. Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе в рамках экспериментальной и инновационной деятельности. 4. Создание условий для повышения мотивации профессиональной деятельности педагогов МДОУ, через формирование компетенций в соответствии с требованиями Профессионального стандарта. 5. Развитие системы управления МДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом. Основные функции -определяет стратегию развития детского сада; -выделяет приоритетные направления работы; Программы -ориентирует всю деятельность на конечный результат. Принципы Принцип системности – целостный подход, образовательной взаимодействие и взаимосоответствие всех направлений и деятельности МДОУ в звеньев на достижение оптимального результата – развития Разработчики программы рамках Программы Развития на 2021-2025 гг. Сроки выполнения и этапы реализации программы Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы личности ребенка. Принцип развивающего образования опирается на «зону ближайшего развития» и предполагает использование новейших технологий и методик. Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учет субъективного опыта, индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов и способностей детей и взрослых. Принцип – гуманизации – это утверждение непреходящей ценности человека, его становление и развитие. Принцип увлекательности – является одним из важнейших. Весь образовательный материал интересен детям, доступен и подается в игровой форме. Принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка. Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого. Программа будет реализована в 2021-2025 годы в три этапа. 1-ый этап – подготовительный (2021-2022уч.г) - разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; - оптимизация условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; - начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства. 2-ой этап – практический (2022-2024уч.г) апробирование модели, обновление содержания организационных форм, педагогических технологий; - постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития; - коррекция мероприятий. 3-ий этап – итоговый (2024-2025уч.г.) - реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов; - анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития. 1. Повышение качества образования в рамках обеспечения полноценного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе. Финансовое обеспечение программы Система организации контроля за выполнением программы 2. Совершенствование системы управления качеством образования в МДОУ, а также обеспечения всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях развития. 3. Трансляция результатов инновационной и экспериментальной деятельности педагогического коллектива МДОУ в муниципальной и региональной системах образования. 4. Повышение мотивации профессиональной деятельности педагогов МДОУ, формирование компетенций в соответствии с требованиями Профессионального стандарта. 5. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс детского сада через установление партнерских отношений Осуществляется в пределах текущего финансирования. 1. Постоянный контроль выполнения Программы осуществляет администрация МДОУ. 2. Творческая группа разрабатывает ежегодные планы мероприятий с указанием ответственных за реализацию отдельных проектов, представляет их на Педагогическом совете. 3. Освещение хода реализации Программы (по результатам отчетов) на сайте дошкольного образовательного учреждения, на конференциях и семинарах разного уровня и др. 4. Ежегодные отчеты на педагогических советах дошкольного образовательного учреждения, родительских собраниях и сайте МДОУ. 5. Результаты контроля и отчѐты о проведѐнных мероприятиях, публичные доклады руководителя дошкольного образовательного учреждения публикуются на сайте МДОУ. 3. Информационная справка об учреждении Общая информация Название образовательного Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Захаровский детский сад №2 учреждения (по уставу) муниципального образования – Захаровский муниципальный район Рязанской области Тип ОУ Вид ОУ Учредитель дошкольное образовательное учреждение детский сад Муниципальное образование Захаровский район в лице управление образования, культуры, молодежи и спорта начальник – Пантыкина О.А. e-mail: zacharovo_uomp@mail.ru Год основания ДОУ 1984 391740, с.Захарово,ул.Победы,д.42 Захаровского района, Рязанской области. 8(49153) 51-4-98 Телефон zacharovomdou2@mail.ru Электронная почта Фамилия, имя, отчество Азоркина Валентина Вячеславовна руководителя Заместитель заведующего по Ефремова Анна Дмитриевна воспитательной и методической работе 02.03.2016 Устав Лицензия РО №027336 от 27.10.2011 г. Срок действия Лицензия бессочно. совет, Общее собрание трудового Формы государственного Педагогический коллектива, Совет МДОУ. общественного управления Содержание дошкольного Основная образовательная программа МДОУ Захаровский детский сад №2 (составители: творческая образования образовательные и группа МДОУ Захаровский детский сад №2 воспитательные программы Федерального уровня: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с Юридический адрес Парциальные программы: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» /Р.Б.Стеркина; Программа «Наш дом – природа» /Н.А. Рыжова; Программа «Добро пожаловать в экологию» /О.В. Воронкевич; Программа «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова; Традиции детского сада Встречи с выпускниками детского сада Проведение фольклорных праздников в соответствии с народным календарѐм Театральный фестиваль «В гостях у сказки» Дни здоровья Спортивные семейные праздники Экологические Акции (краткая Отдельно стоящее типовое двухэтажное здание, имеет здания, развитую систему коммуникаций Имеется спортивная площадка, 5 детских площадок с малыми формами, цветники Модель МДОУ (количество Проектная мощность детского сада – 5 групп групп, структурных Фактическая мощность — 5 групп В дошкольном учреждении функционирует 5 групп подразделений, Из них: дополнительных - 1 группа помещений, режим работы - 1-я младшая (1,5-3 года) - 2-я младшая (3-4 года) - 1 группа общий, ГКП) - средняя (4-5 лет) - 1 группа - старшая (5-6лет) - 1 группа - подготовительная (6-7 лет) - 1 группа Структурные компоненты: Групповые комнаты; Музыкальный (физкультурный) зал; Кабинет логопеда Медицинский кабинет, 1 изолятор; Кабинет заведующего; Методический кабинет; Пищеблок; Прачечная Общий режим работы: с 7.30. до 18.00, выходные дни – суббота и воскресенье. Детский сад решает 1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие физических следующие задачи: качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности и состояния здоровья ребенка; 2. Создание условий, обеспечивающих гармоничное интеллектуальное, эстетическое и социально-личностное развития ребѐнка, приобщение его к общечеловеческим и национально-культурным ценностям; 3. Построение взаимодействия с семьей по принципу партнерства для обеспечения полноценного развития ребенка. Детский сад осуществляет здоровья; систему комплексного речевого развития; мониторинга развития физического развития, детей, в том числе с ОВЗ познавательного развития; Тип здания характеристика территории) Детский сад использует комплексный подход в организации педагогического процесса художественно-эстетического развития; социально-коммуникативного развития; психического развития; интегративные качества воспитанников Блоки: мониторинг качества образовательного процесса (в течение года – предварительный, итоговый); воспитательно-образовательный (преемственность в работе специалистов, создание оптимальных условий успешного усвоения программ и т.д.); коррекционный педагогической помощи родителям (консультационнометодической помощи семье, пропаганда педагогических знаний) 4.Анализ деятельности МДОУ Программа развития учреждения на 2015-2020 год выполнена в полном объеме. Реализация мероприятий Программы Развития муниципального дошкольного образовательного учреждения Захаровский детский сад №2 на период 2015 – 2020 гг. обеспечила: - расширение областей применения информационных технологий в содержании деятельности учреждения; - реализацию новых подходов к формированию современной развивающей предметнопространственной среды, способствующих наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей раннего и дошкольного возраста; - улучшение и модернизацию материально-технической базы МДОУ; Для педагогических работников есть доступ к компьютерам, ноутбукам. В кабинетах администрации имеются компьютеры, ноутбуки, принтеры, сканеры. - повышение доли педагогических и руководящих работников МДОУ, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по изучению современных моделей доступного и качественного дошкольного образования; - изучение, обобщение и распространение опыта работы педагогов в рамках экспериментальной и инновационной деятельности по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста; - организацию комплексной модели взаимодействия специалистов и педагогов, выстроенную в соответствии с индивидуальным подходом к ребенку, для его успешной социализации, сохранение и укрепление его здоровья; - создание системы взаимодействия с семьями воспитанников, направленной на усиление родительской активности, повышение ответственности родителей за воспитание и образование детей; Результаты Программы развития в области вариативности системы МДОУ на основе создания новых форм, реализующих программу дошкольного образования, показали, что детский сад функционирует стабильно в режиме развития. Наше образовательное учреждение предоставляет доступное, качественное воспитание и развитие в безопасных, комфортных условиях, адаптированных к возможностям и способностям ребенка. Результаты Программы развития в области расширения информационных технологий в Образовательном учреждении показали, что коллектив постоянно работает над созданием единого информационного пространства дошкольной организации: - документация ведется в электронном варианте; - разработан и регулярно обновляется официальный сайт ДОУ; - педагоги детского сада участвуют в дистанционных конкурсах; - воспитатели активно используют ресурсы сети Интернет для общения с родителями воспитанников и распространения опыта работы; Мониторинг использования ИКТ показал, что воспитатели стали более активно применять ИКТ, чаще пользуются ресурсами сети Интернет, сами создают презентации для детей и выступлений. Активизировалась проектная деятельность, при разработке и реализации которой необходимы компьютерные технологии. Идет целенаправленная работа по систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения. Информационно-технологическое обеспечение детского сада постоянно обновляется в соответствии с действующим законодательством и актуальными потребностями участников образовательных отношений, что позволяет педагогам эффективно планировать образовательную деятельность и совершенствовать свой образовательный уровень. Результаты Программы развития в области реализация новых подходов к формированию современной развивающей предметно-пространственной среды, способствующих наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей дошкольного возраста показали, что наш детский сад в достаточной мере оснащѐн предметами и материалами, необходимыми для всестороннего развития воспитанников. Результаты Программы развития в области повышения доли педагогических и руководящих работников МДОУ, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по изучению современных моделей доступного и качественного дошкольного образования показали, что в МДОУ в течение многих лет работает стабильный коллектив, который постоянно повышает свое профессиональное мастерство. Результаты Программы развития в организация комплексной модели взаимодействия специалистов и педагогов, выстроенной в соответствии с индивидуальным подходом к ребенку, для его успешной социализации, сохранения и укрепления его здоровья показали: Результаты Программы развития в области обеспечения равных стартовых возможностей для получения начального школьного образования показали, что содержание Образовательной программы обеспечивает удовлетворительную подготовку дошкольников к поступлению в школу. Хороший уровень подготовки воспитанников к обучению в школе обеспечивается постоянной работой педагогического коллектива в поисках наиболее оптимальных условий для успешного воспитания и образования детей, использованием эффективных инновационных технологий и методик. Результаты Программы развития в области изучения, обобщения и распространения опыта работы педагогов в рамках экспериментальной и инновационной деятельности по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста показали, что обобщение и распространение опыта работы педагогами МДОУ проходит через: - участие в семинарах, конференциях; - выступления и открытые показы в рамках различных методических мероприятий на городском и областном уровне - участие в профессиональных конкурсах разного уровня Результаты Программы развития в области создания системы взаимодействия с семьями воспитанников, направленной на усиление родительской активности, повышение ответственности родителей за воспитание и образование детей. На сайте нашего образовательного учреждения разработан и систематически обновляется раздел для родителей, в котором представлены нормативные документы, методические рекомендации. Обязательным условием работы с родителями является проведение родительских собраний, консультаций, дни открытых дверей, открытые просмотры, совместные праздники и развлечения, оформление наглядной информации, привлечение родителей к оформлению творческих выставок. Мероприятия так же проходят в виде родительских конференций, круглых столов, мастер-классов, семейных гостиных. 5. Результаты SWOT –анализа потенциала МДОУ Захаровский детский сад №2 Сильная сторона Слабая сторона 1. Кадровое обеспечение Слаженный Наличие молодых коллектив опытных специалистов без педагогов. опыта работы или с Высокая маленьким опытом квалификация работы. педагогов. Аттестация по плану. Перспективы развития Оптимизация системы наставничества. Повышение квалификации на курсах (краткосрочных, переподготовки). Участие в научных конференциях, семинарах, круглых столах на уровне города, области. Активное участие в конкурсном движении на всех уровнях 2. Материально-техническое обеспечение Наличие Недостаточность Дооснастить материальнооснащения учреждение Возможные риски Большие интеллектуальные и энергетические затраты. Не востребованность интеллектуального продукта педагогического коллектива. Недостаточное финансирование. технической базы, цифровой компьютерным соответствующей образовательной оборудованием. современным среды. требованиям. Пополнение периодическими изданиями методического кабинета. 3. Содержание образовательной деятельности Использование Отсутствие Разработка парциальных и программ по программ по работе вариативных работе с с одарѐнными программ в одаренными детьми. зависимости от детьми Оптимизация интеллектуальных программ по работе возможностей детей и с детьми ОВЗ и педагогов. Высокий инвалидами. уровень качества Оптимизация образовательных деятельности по услуг. Использование работе с детьми инновационных раннего возраста в технологий. рамах апробации Работа в рамках программы экспериментальной и «Теремок» инновационной деятельности 4. Содержание оздоровительной работы Сложившаяся у части педагогов Применение система преобладают инновационного оздоровительных традиционные подхода к вопросам мероприятий с подходы к оздоровления всеми детьми в МДОУ. концепции педагогами . Наличие построения Пропаганда оборудованного оздоровительных здорового образа спортивного зала. мероприятий жизни среди Наличие инструктора родителей. по физической культуре. Система профилактических мероприятий. Чередование активных видов деятельности. Индивидуальный Отсутствие у педагогов мотивации к профессиональному совершенствованию. Отсутствие у родителей и педагогов потребности в здоровом образе жизни. Непонимание родителями важности соблюдения режима и организации физического развития детей в домашних условиях. подход к детям: формирование по группам здоровья. 5. Инновационная и экспериментальная деятельность в ДОУ 1. Наличие в Недостаток Продолжать ДОУ пилотной творческой разработку и площадки по инициативы внедрение апробации и родителей, инновационных внедрению педагогов в проектов, программы «Первые различных программ, шаги» для детей направлениях технологий и форм раннего возраста совместной работы в детском («Мозаичный парк») деятельности. саду. 2.Внедрение в педагогический процесс ДОУ: Программ дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста Системы патриотического воспитания Проектов в рамках социального партнерства, взаимодействия всех участников образовательного процесса 6. Работа с родителями Анкетирование Малая активность Оптимизация Перенесение на ДОУ родителей по оценке по участию в деятельности в ответственности за качества совместных рамках работы с воспитание детей. удовлетворѐнности мероприятиях для родителями (поиск Дефицит времени у предоставляемых детей и родителей новых форм и видов родителей. образовательных (спортивных, деятельности и т.д.) услуг, выявлению игровых, потребностей в досуговых). образовательных и Нет инициативы со оздоровительных стороны родителей услугах. Дни по разработке открытых дверей. Групповые досуговые мероприятия с участием родителей. Реализация совместных проектов Конкурсы совместных работ детей и родителей. совместных проектов и мероприятий Консультативнометодический центр по взаимодействию ДОО и родительской общественности 6.Концепция и стратегия развития МДОУ Захаровский детский сад№2 Основной концептуальной идеей реализации воспитательно-образовательной работы является создание педагогической системы, отвечающей современным требованиям воспитания и развития ребенка, формирование активной личности, способной реализовать и проявлять свой внутренний потенциал в современном мире, способного активно мыслить и действовать. Педагогическая система МДОУ формируется на основе анализа предыдущей деятельности и глубинного изучения внутренних потенциальных возможностей, профессионального уровня педагогов МДОУ, возможных ресурсов, материально-технической базы, развивающей предметно-пространственной среды, потребностей современного общества, семьи, а также социальное партнерство. В этой связи перед нами встала задача создания единой системы воспитательнообразовательного процесса, выстроенной на интегративной основе. Поэтому в МДОУ должны быть разработаны не только принципы целостного подхода к содержанию образования, но и личностно-ориентированной модели организации педагогического процесса, направленного на оздоровление и развитие ребенка. В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг ребенка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, становление личностной позиции, получение ребенком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания. Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали: ценность здоровья, ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребенком. Ценность здоровья требует создания в МДОУ условий для сохранения и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического), приобщение их к ЗОЖ, формирования основ физической культуры и валеологической грамотности. Ценность развития направляет внимание на построение развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется в условиях личностного выбора готовность детей к саморазвитию и самообразованию. Ценность детства акцентирует внимание на том, что детство - это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью, готовностью к образованию. Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также создания условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров. Ценность сотрудничества предполагает, что сотрудничество, партнерство, диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы. Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития МДОУ Захаровский детский сад №2 служат: - моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной на формирование ключевых компетенций дошкольников; - использование здоровье сберегающих технологий; - совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребѐнка в разных видах деятельности; - поддержка способных и одаренных детей. - поддержка детей с ОВЗ и инвалидов - построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов; - расширение спектра дополнительных образовательных услуг - укрепление материально–технической базы МДОУ. - оптимизация кадровой политики - сохранение и укрепление педагогического взаимодействия с социальными партнерами. Проектируемая нами модель образовательного процесса определяется концепцией, основные идеи которой: 1. Право каждого ребенка, как полноценное развитие, так и на оказание ему помощи в соответствии с функциональными отклонениями и интеллектуальными особенностями. 2. Признание самоценности периода детства каждого ребенка, его уникальности и неповторимости. 3. Деятельность МДОУ в режиме обновления содержания в соответствии с ФГОС ДО(реализация различных по содержанию современных комплексных и парциальных программ и технологий, их адаптация к приоритетам и специфике работы МДОУ) и его организационных форм (новые формы дошкольного образования, комплекс дополнительных образовательных услуг). В основе концепции развития МДОУ лежит возможность комплексного подхода к диагностической, образовательной, оздоровительной работе; интеграции детей с различным состоянием здоровья, уровнем развития для достижения максимального качества образовательного процесса; создания целостной системы, в которой все этапы работы с ребѐнком взаимосвязаны. В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод. При этом выполнение стратегической цели и задач происходит в рамках реализации проектов по отдельным направлениям образовательной деятельности, каждая из которых представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, нацеленных на решение проблем данной сферы образовательной деятельности. Исходя из вышесказанного, одним из аспектов Программы развития МДОУ является повышение квалификации педагогов, расширения их профессиональной ориентации в отборе современных форм педагогической и образовательной деятельности, разработка и реализация проектов, овладение педагогическим мониторингом. Предполагается, что целевая программа «Управление качеством дошкольного образования» поможет оптимизировать систему методического и дидактического обеспечения, удобную для использования еѐ педагогами в ежедневной работе. Одним из главных направлений работы МДОУ , является взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей) ребенка , которое мы видим в содействии развитию воспитанника как личности, осознающей необходимость саморазвития, воспитания собственных способностей. Успех в воспитании и образовании ребѐнка зависит от взаимодействия семьи и детского сада. Эти отношения называются педагогическим сотрудничеством. Это следующий аспект программы развития МДОУ. Чтобы вовлечь родителей в решение проблем воспитания и образования дошкольников, мало традиционных форм взаимодействия. Необходимо создать систему сопровождения и консультирования семьи по вопросам формирования культуры здорового образа жизни, образования и развития детей раннего возраста, старшего дошкольного возраста, по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, одарѐнных детей. Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития МДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребѐнка на протяжении всего пребывания в детском саду. 7. Содержание и направления по реализации программы развития № п/п Направления программных Сроки Исполнители мероприятий, реализации мероприятия (инновационные проекты) 1.Создание системы управления качеством образования, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования Проект «ВСОКО» Разработка механизмов оценки эффективности инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования, и реализации программы развития. 1. Реализация проекта 2021-2025 Заведующий, «ВСОКО» заместитель заведующего по ВМР, рабочая группа 2. Изучение качества 2021-2022 Заведующий, профессиональной заместитель деятельности кадров заведующего по ВМР 3. Оптимизация мониторинга 2021-2022 Заведующий, качества оказываемых заместитель образовательных услуг заведующего по ВМР 4. Подбор и апробация 2021-2022 Заместитель диагностических материалов, заведующего по позволяющих контролировать ВМР, рабочая группа качество образования на основе программных требований и ФГОС 5. Мониторинг оценки ежегодно Заместитель результативности качества заведующего по образования детей ВМР, специалисты, воспитатели 6. Оптимизация условий для развития ежегодно Заместитель одаренности детей. заведующего по Разработка и реализация ВМР, специалисты, индивидуальных образовательных воспитатели маршрутов для одаренных детей. Разработка и реализация программ для обучения и развития одаренных детей. Повышение квалификации педагогических работников МДОУ по вопросам выявления и развития детской одаренности 7. Оптимизация условий для Заместитель коррекционной помощи детям с ОВЗ и заведующего по детям-инвалидам. Оптимизация ВМР, специалисты, индивидуальных маршрутов и программ воспитатели для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Повышение квалификации педагогических работников МДОУ по вопросам коррекционного образования Оптимизация системы совместной ежегодно Заведующий, деятельности с социальными заместитель институтами города, заведующего по семьями дошкольников, по ВМР, специалисты, приобщению к здоровому образу воспитатели жизни, формированию у воспитанников элементарных чувств патриотизма и гражданственности, развитию нравственности, знакомству с региональным компонентом. 9. Техническое сопровождение постоянно Заместитель официального сайта ДОУ заведующего по ВМР 2. Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды учреждения с учѐтом ФГОС ДО, учитывающей принцип динамичности и развивающего обучения, возрастные, психологические, физические, гендерные особенности воспитанников, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности. Проект «РППС» 1. Комплексная экспертиза РППС Ежегодно Заведующий, заместитель заведующего по ВМР, рабочая группа 2. Приобретение 2021-2025 Заведующий, нового оборудования для заместители реализации образовательных заведующего по АХР, областей в соответствии с ВМР возрастными и гендерными особенностями дошкольников, в соответствии направлениями Программы развития 3. Оснащение образовательного 2021-2025 Заведующий, процесса учебно- методическими заместители комплектами, дидактическими заведующего по АХР, пособиями в соответствии с ФГОС ДО и ВМР направлениями инновационной деятельности 4. Обновление РППС в группах и на 2021-2025 Заведующий, территории ДОУ в том числе для детей с заместители ОВЗ и детей-инвалидов. Обеспечение заведующего по АХР, доступности дошкольного образования ВМР, специалисты для детей-инвалидов 3. Развитие компетенций педагогических работников, необходимых для создания условий развития детей в соответствии с требованиями Проект «Педагог-мастер» 1. Введение профессиональных стандартов 2021-2025 Заведующий, 8. в МДОУ. заместитель заведующего по ВМР Заместитель заведующего по ВМР Разработка ежегодно диагностических карт профессионального мастерства и определение личных потребностей сотрудников в обучении. Составление индивидуальных планов повышения квалификации работников МДОУ. 3. Организация наставничества 2021-2023 Заместитель для профессионального становления заведующего по молодых специалистов ВМР, педагоги 4. Выявление, обобщение и 2021-2025 Заведующий, транслирование передового заместитель педагогического опыта на разных заведующего по уровнях через конкурсы ВМР, педагоги профессионального мастерства, участие в конференциях, публикации в СМИ, официальном сайте МДОУ, проектную деятельность и т.д. 5. Разработка и реализация плана 2021-2025 Заведующий, мотивирования и заместитель стимулирования инновационной заведующего по ВМР деятельности педагогов, профилактики профессионального выгорания, стремления к повышению своей квалификации. 6. Обучение педагогов современным 2021-2025 Заместитель технологиям взаимодействия со заведующего по взрослыми и детьми ВМР, рабочая группа 4.Создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения Проект «Мы вместе» 1. Поиск новых форм эффективного 2021-2025 Заведующий, взаимодействия МДОУ с социальными заместитель партнерами по вопросам о воспитания и заведующего по ВМР развития дошкольников 2. Создание условий для обеспечения 2021-2025 Заведующий, всестороннего развития способностей и заместитель творческого потенциала детей заведующего по ВМР дошкольного возраста через систему сотрудничества МДОУ с социальными 2. партнѐрами 3. Создание условий для формирования 2021-2025 Заведующий, положительного имиджа МДОУ через заместитель участие детей, родителей, педагогов в заведующего по ВМР мероприятиях сетевого взаимодействия 4. Реализация ООП с использованием 2021-2025 Заведующий, кадрового потенциала и других ресурсов заместитель социальных партнеров в рамках сетевого заведующего по ВМР взаимодействия 5. Освещение совместной работы на 2021-2025 Заместитель официальном сайте учреждения, в заведующего по СМИ ВМР, педагоги 5.Повышение уровня мотивации родителей и их компетентности в области проблем воспитания, повышения качества образовательной услуги, развивая партнерство и сотрудничество 1 Оптимизация модели взаимодействия 2021-2023 Заведующий, детского сада и семьи. заместитель заведующего по ВМР, педагоги 2. Разработка модели работы с родителями 2021-2025 Заведующий, одаренных детей заместитель заведующего по ВМР, педагоги 3. Разработка модели работы с родителями 2021-2025 Заведующий, детей ОВЗ и детей-инвалидов. Создание заместитель системы консультирования и заведующего по сопровождения родителей ВМР, педагоги 4. Психолого-педагогическое 2021-2025 Заведующий, сопровождение, консультирования заместитель родителей по вопросам заведующего по развития и образования детей раннего ВМР, педагоги возраста 5. Работа консультативного центра для 2021-2025 Заведующий, детей, не посещающих заместитель образовательные учреждения заведующего по ВМР, педагоги 6. Обеспечение обучения и реализация 2021-2025 Заведующий, системы инновационных форм заместитель взаимодействия с родителями заведующего по ВМР, педагоги 7. Проведение систематической Ежегодно Заведующий, работы по выявлению уровня заместитель удовлетворѐнности родителей качеством заведующего по предоставляемых образовательных ВМР, педагоги услуг, а так же запросов родителей в 8. рамках организации воспитательно – образовательного процесса Восстановление традиций семейного воспитания в оздоровлении детей и вовлечение семьи в образовательный процесс 2021-2025 Заведующий, заместитель заведующего по ВМР, педагоги 8.Прогнозируемый результат реализации Программы развития Предполагается что: Для детей. - Каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста, созданы условия для формирования познавательная активность, самостоятельность, инициатива, творческие способности, гражданская позиция, способность к труду и жизни в условиях современного мира. - Созданы условия для развития детей, в т.ч. для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и одаренных детей. - В образовательный процесс включены цифровые образовательные ресурсы, с учетом потребностей детей, педагогов, родителей. - Разработаны индивидуальные образовательные маршруты, в т.ч. для детей-инвалидов и одаренных детей. - Продолжена реализация проектов по инновационной деятельности в статусе экспериментальной площадки и муниципального методического ресурсного центра. - Качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребѐнка в школе и соответствовать целевым ориентирам, представленным в ФГОС ДО. - Модернизирована материальная база, развивающая предметно - пространственная среда ДОУ. Для педагогов: - Каждому педагогу предоставлена возможность для повышения уровня квалификации, профессионального мастерства и развития педагогических компетенций. - Личные и профессиональные качества педагогических работников будут соответствовать требованиям профессиональных стандартов, в том числе оказана помощь в прохождении аттестации. - Созданы условия для участия педагогов в реализация проектов по инновационной деятельности в статусе экспериментальной площадки и муниципального методического ресурсного центра - Созданы условия для трансляции опыта работы на муниципальном , областном и всероссийском уровнях - Умеют ориентироваться в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровьесбережения, используют их как основу в своей педагогической деятельности. - Владеют умением планировать и оценивать уровень развития детей своей возрастной группы. - Умело используют элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода. - Умеют работать с техническими средствами обучения, видят перспективу применения информационно-коммуникационных ресурсов в образовательном процессе; - Симулируют активность детей, их увлеченность познавательной и практической деятельностью. - Реализует систему комплексного психолого- педагогического сопровождения воспитанников и их родителей; -Владеют способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него новых форм дошкольного образования. -Включают родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей. -Владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности. Для родителей. - Оптимизирована модель взаимодействия детского сада и семьи. - Разработаны и реализованы проекты по работе с родителями с применением инновационных технологий в каждой возрастной группе детского сада. - Созданы условия для получения консультативной помощи в воспитании и развитии детей, в т.ч. для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и одаренных детей. - Созданы условия для формирования у родителей позитивного отношения к овладению знаниями педагогики и психологии. - Налажена эффективная система взаимодействия с социальными партнерами в рамках реализации основной программы дошкольного образования МДОУ Захаровский детский сад №2» 9.Оценка результативности инновационной деятельности Осуществляется на основе методики, разработанной Алексеем Майером, который определил критерии оценки уровня развития учреждения. Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения Уровень развития учреждения Низкий уровень (адаптация) Критерии оценки уровня развития учреждения - реализация образовательных услуг в пределах Госстандарта; - примат традиционного управления Баллы 5-8 Средний уровень (интеграция) Высокий уровень (индивидуализация) (единоначалие, неразвитость горизонтальных связей); - приспособление к изменяющимся условиям (формальное развитие/функционирование); - результаты деятельности не выходят за рамки планируемых результатов; - отношения между участниками образовательного процесса характеризуются как субъектнообъектные; - формальное сплочение родительского, педагогического и детского сообществ; - максимальный результат взаимодействия – перевод педагогов, родителей и детей на позиции субъектов - реализация образовательных услуг с учетом 9-12 социального заказа родителей; - примат соуправления (родители, педагоги, дети формально участвуют в управлении, принятии непринципиальных решений): - формальное или содержательное сплочение педагогического, родительского, детского сообществ; - результаты деятельности отличаются субъективной новизной; - отношения между участниками образовательного процесса характеризуются как субъектносубъектные; - максимальный результат взаимодействия перевод педагогов, родителей, детей на позицию личностного развития - реализация образовательных услуг с учетом 13-16 личностных интересов и потребностей детей, педагогов, родителей; - примат самоуправления (педагоги, дети и родители – полноправные участники управления, принимают решения по принципиальным вопросам); - продуктивное взаимодействие педагогического, родительского и детского сообществ; - результаты деятельности отличаются объективной новизной; - отношения между участниками образовательного процесса характеризуются как полноценное взаимодействие личностей; - результат взаимодействия – максимальное раскрытие каждого педагога, родителя, ребенка как неповторимой индивидуальности На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной деятельности. На этапе интеграции происходит развитие и саморазвитие средствами взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родители» в форме творческой продуктивной деятельности и общения. Итогом этого этапа является создание творческого сообщества педагогов, родителей и детей. На этапе индивидуализации осуществляется анализ степени обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определение потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов. Итогом этапа индивидуализации является раскрытие личностного потенциала каждого участника образовательного процесса в процессе творческого взаимодействия. Интегрирование названных пространств позволяет разработать механизм комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития каждого субъекта, реализуемый в логике: - структурной организации социального заказа в области дошкольного образования (уровни: федеральный, национально-региональный, внутриконституционный); - смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта: адаптация, интеграция, индивидуализация; - эволюции ведущих видов управления в МДОУ (традиционное, мотивационное программно-целевое, соуправление, рефлексивное, самоуправление); - смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития МДОУ: воздействие, взаимодействие, самовоздействие. В целях оценки эффективности реализации Программы развития МДОУ, так же разработаны следующие критерии, показатели и индикаторы. Критерии Нормативноправовая база Индикаторы и показатели 1 балл: 60% соответствие современным требованиям 2 балла: 80% соответствие современным требованиям 3 балла: 100% соответствие 2021 2022 2023 2024 2025 современным требованиям Укомплектованност балл: не ниже 85% ь 2 балла: не ниже кадрами 95% 3 балла: 100% Наличие категории у 1 балл: имеют педагогических категорию до работников ДОУ 50% педагогов 2 балла: имеют категорию до 80% педагогов 3 балла: имеют категорию до 90% педагогов Создание условий, 1 балл: 60% обеспечивающих 2 балла: 80% полноценное 3 балла: 100% развитие детей Распространение 1балл: опыта работы распространение педагогов на разных опыта работы на уровнях муниципальном уровне 2 балла: распространение опыта работы на уровне области 3 балла: распространение опыта работы на Всероссийском уровне Социальное 1 балл: партнерство для сотрудничество на функционирования уровне разовых учреждения в мероприятий режиме открытого 2 балла: активное образовательного сотрудничеств, пространства имеются перспективные планы, договора сотрудничества 3 балла: есть система Готовность воспитанников к школьному обучению Состояние здоровья воспитанников Формирование привычки к ЗОЖ практической работы в данном направлении 1балл: до 80% детей имеют высокий и выше среднего уровень готовности к школьному обучению 2 балла: 80-90 % детей имеют высокий и выше среднего уровень готовности к школьному обучению 3 балла: 100% детей имеют высокий и выше среднего уровень готовности к школьному обучению 1 балл: снижение уровня Заболеваемости менее 5% 2 балла: снижение уровня Заболеваемости менее от 5% До 10% 3 балла: снижение уровня Заболеваемости свыше 10% 1 балл: менее 50% опрошенных положительно относятся к ЗОЖ 2 балла: до 80% респондентов положительно относятся к ЗОЖ 3 балла: более 80% опрошенных положительно относятся к ЗОЖ и принимают участие в спортивнооздоровительных мероприятиях 10. Список литературы 1. Белая К.Ю. От сентября до сентября: календарный план работы руководителя и воспитателя детского сада. М., 2010. 2. Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. М.: ТЦ Сфера, 2014г. 3. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: метод. пособие.М.,2009. 4. Зебзеева В.А. Нормативное обеспечение дошкольного образования (с коментариями) М.:ТЦ Сфера, 2015. 5. Нормативная база современного дошкольного образования. М: Просвещение, 2014г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868575807 Азоркина Валентина Вячеславовна С 22.04.2021 по 22.04.2022