Первая младшая группа "Ручеёк"

24.11.2022

Воспитатели: Белецкая Галина Анатольевна

                     Лащёнова Карина Андреевна

Пом.воспитателя: Монахова Зинаида Викторовна

«Использование русского фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» (Консультация для воспитателей)

24.11.2022

      Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к людям разных национальностей. В словаре В.И. Даля значение слова «патриот» трактуется так: «Патриот- человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины». К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, - писал он,- так нет человека без любви к Отечеству. И эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека, могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родственными наклонностями».

Древние говорили, что для абсолютного  счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как теперь в обстановке вскрывшейся исторической лжи, тяжелого быта современной жизни воспитывать преданность Отечеству и гордость за него? Как воспитать поколение патриотов? Наверное, самый благодарный путь - возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

С чего начинается Родина? Да с первой колыбельной песни, которую поет младенцу мать, с первой потешки, приговорки. Попробуйте задать вопрос молодым родителям: «Знает ли кто–нибудь хотя бы одну русскую народную песню от начала до конца?» Ответов утвердительных будет мало. Мы забыли свою культуру. Вот и нужно зажечь искорку любви и интереса к истории народа, к его культуре, к природе России. Ведь Родина - это не только серые многоэтажные дома и машинные стоянки вокруг них, супермаркеты и казино, а Родина-это еще маленькая божья коровка на ладошке у малыша, это белоствольная береза у окна, это ромашка в поле, кукушка в лесу. Ведь мудрый, чуткий, добрый, трудолюбивый народ про все это сочинил свои незамысловатые потешки, заклички, приговорки, загадки, коротенькие песенки, частушки.        

Работая с детьми, необходимо показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, приговорках, потешках, поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей Активизировать речь, побуждая к высказываниям. Обогащать эмоциональное, речевое, умственное развитие детей новыми впечатлениями, прибегая к драматизации. Эмоционально обогатить малышей теплотой народной поэзии, воспитывать любовь к родному языку.        

Детский фольклор-это особенная область народного творчества. В течение многих веков прибаутки, частушки, потешки, приговорки, заклички и колыбельные песни любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Знакомство с детским фольклором развивает у малыша интерес и внимание к окружающему миру,                    народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус. Особенностью этих произведений являются правдивость, поэтичность, занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент. По  своему характеру они забавны, веселы, жизнерадостны. Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся.        

В произведениях народного творчества народ вложил всю свою мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, инсценируя их, дети учатся быть добрыми, ласковыми, помогать младшим, почитать своих родителей, любить свою Родину. И не случайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится как «народная мудрость».

Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь.  Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Об этом стоит задуматься всем, кто причастен к трудному делу формирования личности-родителям, педагогам. Мы воспитываем маленьких патриотов нашей великой Родины. Ведь еще Карамзин сказал, что народ, который не знает своей культуры и истории - презрен и легкомыслен.Хочу такой сайт

    Через устное народное творчество мы учим малышей любить свою Родину. А любовь к Родине начинается с малого, может быть даже с маленькой, незатейливой потешки.

Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства - речевые, звуковые, смысловые.

 Детям доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Но в чем трудности фольклорных занятий с самыми маленькими? Во-первых, следует адаптировать методику фольклорных занятий с особенностями возраста, так как народные произведения несут на себе отпечаток исторической давности. Следовательно, у педагога задача - донести до детей их смысловое содержание. Но ведь, как сквозное чтение текста (т.е. от начала до конца), так и пояснения в процессе чтения, даже предельно лаконичные, не дадут эффекта-«уводят от текста». Во-вторых, в народных произведениях звучат весьма часто слова, не употребляемые в современной разговорной речи. («люлечка», «торжок», «меленка», «голичок», «печурочка» и т. п.). В-третьих, почти нет наглядных обучающих средств, с помощью которых можно раскрыть содержания произведения (серии картинок, иллюстраций, плакатов, игрушек, различных видов театра и т. п.) Можно привести еще достаточно примеров, которые позволяют выделить фольклорные произведения в разряд особенных. Это, к примеру, необходимость владения художественными средствами (умение петь, танцевать, играть на народных инструментах, а порой и имитировать их звучание на балалайке, свирели, гуслях). Прекрасно, если воспитатель может привнести в занятие элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить не в традиционной форме (учебной деятельности», а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у ребят разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, играют и т.п. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда некоторого баловства- вот в чем приоритет фольклорных занятий.

      Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Очень важно, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки и историю своего народа, тогда они будут любить свою родину, будут гордиться ей. Мы обязательно должны сохранить традиции, должны сделать все для того, чтобы народная культура развивалась. Это важно, в этом будущее России. В.О. Ключевский сказал: «Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся в наследство скарб праздников, обрядов - тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала». Ведь народные праздники, их обряды делают нашу жизнь гораздо более осознанной, осмысленной и просто красивой.

Истинный патриотизм по своей природе гуманен и включает в себя уважение к другим народам, к их национальным обычаям и традициям. Ребенок с детства должен впитывать не только культуру своего народа, но и проникать уважением к самобытной культуре других народов, с представителями которых он общается в быту

 Без прошлого нет будущего!

Время… Как быстро оно летит! К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши деды и прадеды, забыли культуру своего народа. Как жили наши бабушки и дедушки, как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на эти вопросы не всегда можем дать ответ?

Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего.

Россия - огромная страна. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью, надо принять духовную жизнь народа, ее историю и культуру.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов  - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи»…(Д.С. Лихачев). Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, который только начинает жить, лечь в основу его воспитания как патриота своей Родины.

     
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 09.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(49153) 51-4-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».